ТЕХНИКА В СКАЛОЛАЗАНИЕ
Что такое техника? Это способ за минимальное количество усилий пролезть трассу или сделать движение. Многие движения проще сделать, если ты легкий и гибкий, какие-то — если ты сильный и большой.

Часто можно услышать от тренера: "Лазай только на прямых руках", "Не Теря ноги", "Прижмись сильнее к стене". Сказать, что это обман- будет неверно, но важно понимать, эти правила работаю не всегда.

Давайте разберем на примерах, которые вы можете попробовать на скалодроме или даже на фингерборде. "Лазай только на прямых руках"- хороший совет для тех, у кого сильные пальцы, но как правило, эту фразу могут услышать новички. Почему так говорят? Потому что когда у вас прямые руки, вы меньше напрягаете бицепс, а значит, сможете дальше пролезть, но здесь есть один, очень важный нюанс: сгибая руку, вы увеличиваете силу хвата. Звучит возможно странно, но если вы умеете висеть на одной руке в блоке, то можете попробовать повиснуть на прямой руки и на согнутой. Вы удивитесь, на разница будет значимой. Отчасти поэтому новички сгибают руки, потому что так проще удержать зацепки, а тренер просто не понимает, что новичку трудно лезть.

Другой пример, но он уже подойдет для продвинутых скалолазов. "Не Теря ноги"- кричит тренер, но лазая на скалах, соревнованиях и даже на трудности, я с уверенность могу сказать, что чаще бывает лучше сэкономить несколько секунд за счет рукохода, чем тратить время, висеть на плохих зацепках и пытаться подставить ноги. Да, такое встречается не часто, но рукоходы сильно облегчают пролаз трассы. Важно уточнит, что если вы не умете подтягиваться, скорее всего такой элемент выполнить не получится, но для продвинутого уровня, может помочь очень сильно.

Вы пытаетесь дотянуться до зацепки, а вам говорят: "Прижмись сильнее к стене". Часто этот совет поможет, но не всегда. Я часто отвожу таз от стены, чтобы затем создать вектор движения тазом к стене. Даже небольшого, дополнительного вектора к стене бывает достаточно, чтобы было сильно проще сделать перехват.
История про технику
  • Базовое расположение
  • Про трение
  • Про базовые загрузки зацепок руками
  • Про базовые загрузки зацепок ногами
  • Про работу с трением


Что такое техника? Это способ за минимальное количество усилий пролезть трассу или сделать движение. Многие движения проще сделать, если ты легкий и гибкий, какие-то — если ты сильный и большой.

Сразу же пример
Представим трассы по лежачке, маленькие зацепки, плохие ноги. Чем меньше скалолаз и чем меньше вес, тем меньше нагрузка на пальцы и скальники. А значит руки буду относительно лучше держать, а ноги стоять. Помимо этого, центр тяжести будет ближе к стене.

Так же, чем вы больше и выше, тем проще сделать прыжок, допустим, на компрессию, она же сжатие.

Сразу несколько правил, которые помогут вам, если вы только начали лазать:
  • Держите центр тяжести между рук, если ручные зацепки находятся не на одной линии (через 2 точки всегда можно провести прямую)
  • Старайтесь распределять центр тяжести между двумя ногами и рукой. Вторую руку держите свободной, чтобы было проще сделать перехват
  • Старайтесь держать руки прямыми, а сгибать только во время перехвата. Также инициировать сгибание рук засчет толчка от ног. То есть не подтягиваться на руках, а за счет выпрямления ног создавать толчок, который поможет согнуть руки.
  • Помните, ноги помогают движению вверх, а руки к стене (чтоб вы не упали назад)


Теперь более детально. У каждой зацепки есть рабочая плоскость. У актива, пассива щипка, дырки, пустой стены без зацепок. Чем опытнее спортсмен, тем лучше он находит эти (какие эти) углы. Чем более перпендикулярно рабочей плоскости вы грузите зацепку, тем выше сила трения.

Первый шаг - научиться правильно грузить зацепки руками. Затем ногами, а после - работа с трением.

Пример.
Если вы лезете по пассивам на слабом нависании, которые расположены параллельно полу (что параллельно полу? плоскость?), то чем ближе центр тяжести к перпендикуляру, опущеному к рабочей плоскости, тем лучше. В идеале конечно уйти за него, но это невозможно, так как там стена.

Если зацепки расположены под углом в 45° слева и справа, как паркет-елочка, то вы точно так же грузите их к перпендикуляру (если 2 зацепки, то 2 перпендикуляра, куда грузить?), опущенному к рабочей плоскости. И чем ближе ваш вектор нагрузки к перпендикуляру, тем лучше.

Чуть сложнее, когда все зацепки развернуты под одним углом. Здесь важно понимать, что задача сохраняется точно такой же, грузить зацепки вдоль перпендикуляра. Этого можно добиться двумя вариантами:
  • нужно одну ногу увести за рабочую плоскость зацепки и грузить в стену. Тогда вы сдвинете таз за рабочую плоскость и зацепки начнут работать.
  • нужно подцепляться носочком или пяткой где то справа (почему не слева), чтобы так же, насильно, сдвигать центр тяжести ближе к перпендикуляру.

Так работают все трассы. С щипками бывает чуть проще, ведь сжимая щипок, вы можете увеличить трение или большим пальцем отталкиваться от зацепки, благодаря чему будет легче сместить центр тяжести.

То есть все скалолазание сводится к тому, как работать с центром тяжести!

Чем отличаются трассы с кубка мира? Там намного сложнее найти правильно центр тяжести. И почти всегда у вас задействованы 4 конечности, чтобы найти нужное положение. Отпуская одну из конечностей спортсмен падает. И да, почти все перехваты на кубках мира невозвратные. Это значит, если спортсмен начал делать движение, то обратно он не вернется, потому что найти точку центра тяжести с данными параметрами невозможно.

Легче всего рассмотреть прыжок за карниз. Если спортсмен прыгает и промахивается, то вернуться обратно он не сможет. Потому что ускорение от стены настолько велико, что он уже находится далеко от стены


Теперь рассмотрим варианты визуально.

Сжатие или компрессия:
Зацепки держат лучше всего, когда вы их сжимаете, при условии, что вы находитесь между ними.



Разжатие:
Зацепки держат лучше всего, когда вы их разжимаете, при условии, что вы находитесь между ними. Частный случай разжатия - расклинка, оно же щелевое лазание.



Откидка:
Здесь ваша задача сместить центр тяжести за рабочую плоскость зацепки. Чем сильнее смещаете, тем лучше держит


Подхват:
Чем выше центр тяжести вы грузите зацепку, тем лучше она держит. Поэтому на подхваты часто прыгают или резко встают



Упор:
Когда вы опираетесь на зацепку и грузите ее под своим центром тяжести. Как по мне, это частный случай разжатия, но возможно, отдельная группа.





Теперь рассмотрим работу ног. Работа ног, как правило, помогает разгрузить руки. На более высоких категориях бывает и наоборот, добавляет больше нагрузки на руки, чтобы увеличить силу трения.

Перейдем к группам работы ног:

Распор, скрутка
Распор - давление ногами в две плоскости, между которыми вы находитесь.

Частный случай распора - скрутка. Благодаря этому элементу, вы распираетесь ногами между двумя плоскостями. Во-первых, вы разгружаете ноги за счет того что переносите вес в плоскость (центр тяжести к стене?). Во-вторых, опускаете центр тяжести, а это часто помогает лучше загрузить зацепку руками.

Пятка/накат
Пятка помогает создать дополнительный вектор нагрузки и почти всегда разгружает руки. Также она помогает сместить центр тяжести. Часто используется накат, более глубокий вариант использования пятки, когда центр тяжести смещается к вертикали нагрузки пятки и большая часть веса распределяется на накат (переносится на пятку?). В таких ситуациях бывают варианты, когда можно отпустить руки и полностью отдохнуть.

Носок
Когда говорят носок, как правило, это означает подцепку носком, верхней частью стопы. Идея простая: вы подкрепляетесь носком, смещаете центр тяжести в нужном вам направлении и руки начинают лучше работать. Так как угол загрузки зацепки становится более оптимальным.

Но иногда бывает и так, что носком получается не только изменить центр тяжести, но и разгрузить руки. А совсем редко бывают моменты, когда вы можете полностью отпустить руки и повиснуть на носках. Самый простой способ попробовать - повиснуть на турнике кверху ногами, лучше в скальниках.


Пого
Один из любимых элементов. Он помогает изменить центр тяжести благодаря резкому и динамичному движению ногой.

К примеру, перед прыжком вы можете попробовать раскачать ногу и в момент крайнего положения совершить прыжок (толкнуться опорной ногой?). При этом у ноги будет инерция, которая разгрузит ваши руки и вы дальше допрыгнете. Этот вариант работает не всегда, в прыжках иногда выгоднее подставить ногу выше или прыгнуть с двух.

Лично я часто использую пого чтобы сдвоиться (что сдвоить?). Вы можете поменять ноги, взять зацепку и поменять ноги обратно, но пого заменяет смену ног.

Заклин колена или kneebar.
Это частный случай распора, который я вынес в отдельную главу. Стопа и колено расклиниваются между двух плоскостей, как правило давая очень большой выигрыш в разгрузке рук. Чаще - полностью давая возможность разгрузить руки и даже отпустить зацепки.

Выполняется элемент засчет попытки разжатия ступней и коленом.


Промежуточный итог
Все что было описано выше - самые популярные скалолазные элементы. Их много, а разновидностей - бесконечное множество. Идея в том, что они помогут вам правильно загрузить зацепки = увеличить трение.


Открывания.
Часто бывает так, что делая перехват, центр тяжести выходит за рабочую плоскость зацепки и появляется маятник, который вас скидывает. К примеру “Door” от английского слова дверь. На иностранных языках так и говорят: Упал, потому что “open door” - открылась дверь. Что это значит?

К примеру, у вас две правые конечности находятся на одной вертикальной прямой или рука находится за ногой (нужна картинка, непонятно). В этом случае стабильное положение будет только в том случае, если левая рука или нога компенсируют раскрытие. Как только вы отпустите левую конечность - вас раскроет. Это и называется дверь. Есть три варианта, как от этого избавиться:
  • Во время открытия, вам надо подпрыгнуть на правой ноге, добавив новый вектор и в этот же момент приземлиться на зацепку, где была правая нога - левой ногой, а правую ногу упереть в трение (в стенд) Вы получаете стабильное положение и вас больше не раскрывает
  • Во время раскрытия успеть увести левую ногу в крест, за правую. Менее стабильное положение, но так же может помочь, если маятник не большой.
  • Самый редкий вариант, успеть притянуть себя к стенду, в этот момент поменять руки и правой рукой упереться в стенд как можно правее.


Работа с пирамидками
Работа с деревянными рельефами по сути - работа с трением. И как я писал выше, чем ближе к перпендикуляру к рабочей плоскости вы грузите зацепку - тем лучше.
Собственно поэтому мне не понятно, почему многие тренера говорят поднять пятку, когда скалолаз ставит ноги на пирамидки или рельефы. На самом деле нет! Надо опускать пятку и стараться сделать так, чтоб стопа была параллельно рабочей плоскости.

Часто для увеличения трения нужно сжимать или разжимать рельефы, а ногами изменять центр тяжести или даже разгружать ногами.







Часть два, нестатичные движения
Теперь немного усложняем, зацепки становятся хуже, а расстояния - дальше. Теперь статично движение мы сделать не можем. Представить это можно при помощи трудности. Если во время перехвата вы не можете помагнезиться или вщелкнуть оттяжку с запасом по времени, то движение скорее всего динамичное.

Бывает исключение, когда вы приняли позицию и баланс на ней настолько тонкий, что отпуская любую из конечностей - падаете.

Рассмотрим прыжки и их типы.
Вверх. Самый банальный и простой прыжок. Вам надо выпргнуть вверх. Для этого приседаете как можно ниже, чтобы сгенерировать больше потенциальной энергии, и во время прыжка - выпрямления ног, стараетесь притянуть свой таз как можно ближе к стене. Сумма векторов поможет добавить запас времени до того момента, как вы начнете отлетать от стены.

Вбок. Как правило







Таких групп движений не так много.
  • Прыжки
  • Вставания
Made on
Tilda